Топ-100
Эмманюэль Сенье в фильме Романа Полански «Офицер и шпион», 2019

«Я обвиняю!» Роман Полански

Когда у Романа Полански спросили, ассоциирует ли он себя с несправедливо обвинённым капитаном Дрейфусом, он ответил НЕТ, скорее он видит себя в главном герое Жорже Пикаре. Может показаться, что он лукавит, но… это не так. Как личность он действительно ближе к человеку-действию Пикару, чем к жертве Дрейфусу. А Дрейфус типичный барашек, то есть козлик отпущения — и такими обычно становятся люди определённого склада характера.

Кадр из фильма Романа Полански «Офицер и шпион»,  2019
Кадр из фильма Романа Полански «Офицер и шпион», 2019

Поланский же, как его герой Жорж Пикар, вовсе не барашек, и козлика из него не сделаешь. Несмотря на бесконечный шум вокруг его персоны, он всю жизнь спокойно гнёт свою линию, то есть снимает кино и не просто хорошее, а своё. Да, он не без греха, но грехи человека это его путь и его ответственность перед самим собой, и тыкать в него пальцами у нас нет морального права.

Жан Дюжарден  и  Луи Гаррель  в фильме «Офицер и шпион»
Жан Дюжарден и Луи Гаррель в фильме «Офицер и шпион»

Чем отличается художник от ремесленника? Ремесленник крепко держится за «личный бренд», который он с потугами создал и на большее ему не хватит широты души, он будет стараться попасть в ожидания публики. Художник же волен, он действует из задачи: ЧТО он хочет сказать и КАК это лучше всего сделать. И здесь лучше всего было донести идею через внятную, прозрачную, реалистичную историю. Некоторые «поклонники» режиссёра разочаровались, но задачи их ублажать не было.1 из 2

Жан Дюжарден в фильме «Офицер и шпион»
Жан Дюжарден в фильме «Офицер и шпион»

ОФИЦЕР И ШПИОН снят по книге, которую про просьбе режиссёра написал Роберт Харрис, чтобы изучить со всех сторон дело Дрейфуса. Оригинальное название J’accuse — «Я обвиняю!» — отсылка к знаменитой обличающей французское правительство и армию статье Эмиля Золя, которая всколыхнула общество. Атмосфера Парижа конца XIX века — отдельное эстетическое наслаждение, всё передано тщательно и с упоением.

Но фильм не про бунт, а про человека и его ценностные ориентиры. Здесь это Жорж Пикар (в пронзительном исполнении Жана Дюжардена), который ведёт своё расследование, и его главная ценность — истина. Сейчас многие потеряли внутреннюю опору и побыть в компании такого человека по-настоящему важно. Он не отбитый идеалист, а человек со своими червоточинами и спит с чужой женой. Хотя… он спит не с чужой женой, а со своей женщиной, а жена — это всего лишь социальный статус. Но это так, маленький штрих к характеру.

ПОПУЛЯРНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Яндекс Дзен | Инстаграм